«Кто фашист?» Евреи, нацисты и сталинский антифашизм
DOI:
https://doi.org/10.31168/2658-3364.2021.2.06Ключевые слова:
история евреев в СССР, фашизм, антифашизм, сталинизм, Большой террорАннотация
Борьба против мирового фашизма была лейтмотивом политики Советского Союза и Коминтерна во время сталинской «революции сверху» и в начале 1930-х гг. Но в то время, как советские руководители и политики выступали против нацистов и фашистов за рубежом, антифашистские дискурсы, циркулировавшие внутри Советского Союза, демонстрировали противоречивые и двойственные представления о внутренних врагах, обвиняемых в сотрудничестве с мировым фашизмом. Данная статья рассматривает одно из наиболее противоречивых проявлений советской антифашистской политики – риторические и визуальные изображения евреев – сообщников фашистов в советской идишской и русской прессе, выходившей в Москве и Минске на протяжении 1930-х гг. Автор анализирует то, как описания мнимых евреев-фашистов, создаваемые преимущественно еврейскими публицистами и художниками в идишской печати в течение 1930-х гг. служили тому, чтобы представить небольшевистские «традиционные» еврейские группы, включая религиозных евреев, сионистов и классовых врагов – капиталистов, как неисправимых смертельных политических врагов. По мере того, как в годы Большого террора образы евреев – фашистских сообщников проникали в русскоязычную прессу, упор делался на предполагаемое сотрудничество с нацистами большевиков-евреев, прежде всего, Льва Троцкого и троцкистов. Большевики-евреи изображались все более звероподобными и демоническими, и эти карикатуры не только подчеркивали политическую ненадежность евреев во всех политических течениях, но и служили тому, чтобы представить врагов-евреев по своей сути, по своей природе, биологически чуждыми советскому обществу.