«Намус» в меняющемся обществе: детство и юность на Кавказе в советские годы

Авторы

  • Хен Брам Академический колледж Хадасса, Институт им. Г. Трумэна по развитию мира, Еврейский университет в Иерусалиме https://orcid.org/0000-0003-3529-3942

DOI:

https://doi.org/10.31168/2658-3364.2020.2.11

Ключевые слова:

Кавказ, горские евреи, многообразная модернизация, процессы социализации, еврейско-мусульманские отношения, «традиционная современность», еврейская идентичность, образование и взросление в Советском Союзе

Аннотация

В статье рассматриваются период взросления и образовательные процессы в среде кавказских – «горских» – евреев в позднесоветский период. В сочетании антропологического и социально-исторического подхода исследуется, как формировался мир детей и молодежи кавказских евреев по отношению к традиционному миру кавказских евреев (джухуро); к советско-коммунистическому миру, который служил основным проводником модернизации; к непосредственному социальному и культурному местному окружению, преимущественно мусульманскому. В традиционных моделях социализации кавказских евреев подчеркивается важность расширенной семьи, иерархия и старшинство по возрасту. В социализации джухуро выдвинуты на первый план кодексы чести и уважения, связанные с термином «намус», описывающим нормы правильного поведения, сознания и некоторые запреты, особенно касающиеся гендерных отношений. В то же время советская государственная система образования, как формальная, так и неформальная, делала упор на современные ценности и выдвигала на первый план советскую коммунистическую идеологию. Советская система образования ввела де-факто новый статус подросткового возраста – в то время как традиционно у «горских» евреев и других групп кавказцев период между детством и взрослостью длился гораздо меньше. Кажется, что указанные миры и образовательные подходы противоречат друг другу, однако на практике существовали механизмы, позволявшие установить между ними отношения дополнительности. Советская модернизация и социализация осуществлялись деятелями образования, которые сами принадлежали к традиционным группам Кавказа. В результате возникло несколько вариантов того, что можно назвать «традиционной современностью», со своими особенностями в различных общинах «горских» евреев и формами в зависимости от местоположения (города / села и т. д.) и характера местного окружения. Понимание этих закономерностей важно не только для исторических исследований, но и для работников образования, которые в настоящее время сталкиваются с насущными проблемами в различных диаспорах «горских» евреев.

Биография автора

Хен Брам, Академический колледж Хадасса, Институт им. Г. Трумэна по развитию мира, Еврейский университет в Иерусалиме

Преподаватель, научный сотрудник

Загрузки

Опубликован

2020-10-14

Выпуск

Раздел

Экспедиции, полевые исследования