https://judaicslavicjournal.org/index.php/jsj/issue/feedJudaic-Slavic Journal 2024-02-28T00:15:43+03:00Светлана Амосоваsefer.journal@gmail.comOpen Journal Systems<p>Рецензируемый междисциплинарный научный журнал по иудаике выходит с 2018 года (периодичность - 2 выпуска в год). Публикуются статьи по разным темам, в основном связанным с историей и культурой еврейства Восточной Европы. К участию в журнале приглашаются представители различных дисциплин - историки, культурологи, религиоведы, философы, литературоведы, лингвисты, фольклористы, искусствоведы, этнографы и антропологи. Журнал выходит на русском и английском языках с периодичностью два раза в год.</p>https://judaicslavicjournal.org/index.php/jsj/article/view/128Эсхатологические ожидания 1666 года: восточноевропейские отклики на сообщения о приходе Мессии2024-02-27T22:17:42+03:00Виктория Мочаловаvicmoc@gmail.com<div class="page" title="Page 1"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Ожидание конца света во второй половине XVII века стало благодатной почвой для восприятия сведений о приходе мессии – Шабтая Цви. Вера в него в еврейских общинах Европы побуждала и христиан склоняться к представлениям о близящемся конце времен. Информация о мессии широко распространяется в публицистике, полемической литературе как Западной, так и Восточной Европы, вызывая настороженное внимание со стороны властей. Большую популярность в православных кругах приобрел трактат Иоанникия Галятовского «Мессия правдивый», интерес к которому выходит за рамки XVII века. Трактат стал значимой вехой в развитии иудео-христианских отношений в Восточной Европе.</p> </div> </div> </div>2023-12-01T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Judaic-Slavic Journal https://judaicslavicjournal.org/index.php/jsj/article/view/129Бессарабские этюды: еврейская культура в трудах русских авторов XIX – начала XX века2024-02-27T22:32:49+03:00Вячеслав Степановvpstepanovpochta@gmail.com<div class="page" title="Page 1"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Представлен анализ трудов русских чиновников и офицеров XIX – начала XX в., в которых встречаются описания культуры, быта и национального характера представителей еврейского населения Бессарабии и сопредельных с ней территорий (П. Свиньин, Ф. Вигель, И. Яковенко, И. Аксаков, А. Скальковский, Н. Дараган, А. Защук, А. Шмидт, Л. Берг). Отдельным вниманием охвачено художественное слово русских писателей обозначенного периода: «Странник» А. Вельтмана, мемуары С. Урусова. Автор подчеркивает важность привлечения художественных произведений к освещению традиционно-бытовой культуры еврейства, его положения, характеристики народа и его отдельных представителей.</p> </div> </div> </div>2023-12-01T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Judaic-Slavic Journal https://judaicslavicjournal.org/index.php/jsj/article/view/130Еврей перед судом. Об отражении дела Аркадия Ковнера газетой «Московские ведомости»2024-02-27T22:42:33+03:00Георгий Прохоровkaf.rus.gsgu@yandex.ru<div class="page" title="Page 1"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>В статье рассмотрены риторические, дискурсивные, идеологические аспекты подачи газетой «Московские ведомости» судебного разбирательства по делу Аркадия Ковнера (крупное хищение из Московского купеческого банка). Мы показываем, как антисемитские мотивы врываются в риторические построения об очевидном, далеком от политики преступлении и приводят к дегуманизации обвиняемого. Сторона обвинения и судебный корреспондент объясняют эгоизмом, злой волей, отрицанием общепринятых цивилизованным миром ценностей и криминальностью не только действия Ковнера по подготовке хищения, но и его взаимодействие с родственниками, его чувства к членам семьи. Реальный человек в судебном процессе оказался замещен пришедшим из литературы образом. Судебное разбирательство и его отражение в прессе продемонстрировали отсутствие общего коммуникативного пространства между подсудимым евреем и русским обществом, а также роль предрассудков в объяснении действий и поступков евреев.</p> </div> </div> </div>2023-12-01T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Judaic-Slavic Journal https://judaicslavicjournal.org/index.php/jsj/article/view/131Страх или убеждение? Как и почему становятся антисемитами2024-02-27T22:54:25+03:00Виктор Шнирельманshnirv@mail.ru<div class="page" title="Page 1"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Как, в какой обстановке человек начинает испытывать ксенофобские чувства, в том числе антисемитизм? Следует ли искать корни этого в семейных традициях, в детской дворовой или школьной среде, в чтении соответствующей литературы, во влиянии взрослых наставников, встреченных на жизненном пути, в идейных поисках и стремлении осмыслить окружающую действительность, в определенных контекстах социального общения или пережитых травматических обстоятельствах?</p> <p>Объектами моего анализа являются люди, зарекомендовавшие себя своими многолетними пространными антисемитскими публикациями. Все они – интеллектуалы, в свое время получившие полное или незаконченное вузовское образование. По этим данным вырисовываются два типажа и две линии, ведущие к антисемитизму. Очевидно, следует различать идеологических антисемитов, перешедших на эту позицию в результате своего жизненного опыта и интеллектуальных размышлений, и почвеннических антисемитов, получивших индоктринацию в своей семье. Первые шли от разума, вторые начали свой путь, опираясь на эмоции. Биографии первых показывают, что в молодости они не раз меняли свою позицию, свое отношение к религии и внешнему миру и свои политические взгляды. Вторые впитывали антисемитские чувства от старших родственников – родителей или дедушек и бабушек. В детские годы они слышали соответствующие разговоры, наблюдали за реакцией или за поступками старших в соответствующих ситуациях. Позднее на это наслаивалась новая информация, которую они тщательно отбирали, стремясь, чтобы она соответствовала их уже сложившимся убеждениям.</p> </div> </div> </div>2023-12-01T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Judaic-Slavic Journal https://judaicslavicjournal.org/index.php/jsj/article/view/136Элиана Адлер. В их руках. Девичье еврейское образование в Российской империи2024-02-27T23:44:51+03:00Екатерина Норкинаnorichmail@yandex.ru2023-12-01T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Judaic-Slavic Journal https://judaicslavicjournal.org/index.php/jsj/article/view/137Vladimir Levin. Mi-mahpekhah le-milḥamah: ha-politikah ha-Yehudit be-Rusyah, 1907–1914 [From Revolution to War: Jewish Politics in Russia, 1907–1914]2024-02-27T23:50:35+03:00Элиша Саливонoleksiysalivon@yahoo.de2023-12-01T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Judaic-Slavic Journal https://judaicslavicjournal.org/index.php/jsj/article/view/138Laura Almagor. Beyond Zion: The Jewish Territorialist Movement2024-02-27T23:57:28+03:00Геннадий Эстрайхge293@nyu.edu2023-12-01T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Judaic-Slavic Journal https://judaicslavicjournal.org/index.php/jsj/article/view/139Sasha Senderovich. How the Soviet Jew Was Made2024-02-28T00:02:38+03:00Светлана Пахомоваrada1982@yandex.ru2023-12-01T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Judaic-Slavic Journal https://judaicslavicjournal.org/index.php/jsj/article/view/140Аннотации2024-02-28T00:15:43+03:00Светлана Амосоваsveta.amosova@gmail.comМаргарита Горбачеваmargarita.gorbacheva@mail.huji.ac.il2023-12-01T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Judaic-Slavic Journal https://judaicslavicjournal.org/index.php/jsj/article/view/134Кафский купец Хозя Кокос Жидовин – посредник между Москвой и Крымом в конце XV века2024-02-27T23:26:17+03:00Дмитрий Фельдманdzfeldman@rambler.ru<div class="page" title="Page 1"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>Публикация, сопровождаемая вступительной статьей и комментариями, базируется на документах по истории дипломатических отношений между Великим княжеством Московским и Крымским ханством. Они отражают посредническую роль кафского купца-еврея Хози Кокоса в переговорах правителей этих государств, великого князя московского Ивана III Васильевича и крымского хана Менглигирея, которые способствовали установлению и укреплению союза между ними в конце XV в. Кроме того, Хозя Кокос содействовал расширению торговли русских купцов в Крыму, а также выполнял различные поручения Ивана III личного характера.</p> </div> </div> </div>2023-12-01T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Judaic-Slavic Journal https://judaicslavicjournal.org/index.php/jsj/article/view/135О переходе иудеев в православие в царствование Николая I (по документам Российского государственного исторического архива)2024-02-27T23:38:02+03:00Анна Манойленкоanetkir@rambler.ruЮрий Манойленкоhistoric2009@mail.ru<div class="page" title="Page 1"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>В статье рассматриваются различные аспекты правительственной политики в сфере перехода иудеев в православие в эпоху Николая I. На основе анализа документов Святейшего Синода раскрываются сложности и противоречия этого процесса, обращается внимание на различные аспекты христианизации еврейского населения Российской империи, до настоящего времени остававшиеся вне поля зрения историков. Авторами выделяются и прослеживаются основные тенденции в сфере обращения евреев в православие, исследуются судьбы сменивших вероисповедание. Особое место отведено миссионерской деятельности крестившихся иудеев, посвятивших себя распространению православия среди бывших единоверцев, а также попыткам некоторых неофитов официально вернуться к религии предков.</p> </div> </div> </div>2023-12-01T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Judaic-Slavic Journal https://judaicslavicjournal.org/index.php/jsj/article/view/132Источники «Дибука»: от этнографических экспедиций до «Грозы» А.Н. Островского2024-02-27T23:04:02+03:00Валерий Дымшицdym@eu.spb.ru<div class="page" title="Page 1"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>«Дибук» С. А. Ан-ского, самая известная пьеса еврейского театра в ХХ веке, возникла под влиянием широкого круга импульсов от еврейского фольклора до русской драматургии. В 1912–1914 гг. Ан-ский организовал знаменитые еврейские фольклорно-этнографические экспедиции в местечки черты оседлости. Важнейшим результатом экспедиций стали пьеса «Дибук», а также этнографическая и краеведческая программы. Статья посвящена влиянию экспедиций С. А. Ан-ского на возникновение «Дибука». Показана тесная содержательная и структурная взаимосвязь пьесы и этнографических программ. Прослежена зависимость программ Ан-ского и его собирательской работы в целом от исследовательских проектов Этнографического бюро князя В. Н. Тенишева. Самая знаменитая пьеса русского театра «Гроза» А. Н. Островского, так же как «Дибук», была написана в результате этнографической экспедиции. Показано влияние пьесы «Гроза» на возникновение «Дибука».</p> </div> </div> </div>2023-12-01T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Judaic-Slavic Journal https://judaicslavicjournal.org/index.php/jsj/article/view/133Версии пьесы С.А. Ан-ского «Дибук» на идише, иврите и русском языке2024-02-27T23:15:29+03:00Александра ПолянAlexandra.polyan@gmail.com<div class="page" title="Page 1"> <div class="section"> <div class="layoutArea"> <div class="column"> <p>На сегодняшний день известно три варианта текста «Дибука», все – на разных языках: авторские тексты на русском (1915) и на идише (1919/21) и перевод на иврит, выполненный Х.Н. Бяликом (1917). Существовали и другие редакции, впоследствии утраченные. Автор статьи сравнивает три варианта и показывает, что переработка текста была последовательной. Если редакция 1915 года – это пьеса с четким сюжетом, интересная прежде всего фольклорным материалом, то редакция 1919 года представляет собой произведение «новой драматургии». Редакция 1915 года адресована русским читателям или обрусевшим евреям, которым Ан-ский хочет представить традиционную еврейскую культуру. Остальные две – еврейским читателям, владеющим ивритом/идишем, хорошо знакомым с классическими текстами и в то же время с современной модернистской литературой.</p> </div> </div> </div> </div>2023-12-01T00:00:00+03:00Copyright (c) 2024 Judaic-Slavic Journal